Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

6 апреля 2022

Оценка профессиональных рисков

Особенности организации и проведения оценки профессиональных рисков в 2022 году

Отзывы

Антон Игоревич
Отзыв: Для обеспечения комплексной безопасности объектов нашей организации, нам требовалось провести категорирование и разр ...
Ответ: Антон Игоревич, спасибо за Вашу оценку.
подробнее

Блог

5 декабря 2020

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Какие мероприятия необходимо включать в План финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущ ...

Статьи

21 сентября 2022

Комплексные учения по подтверждению готовности при разливе нефтепродуктов

Каким образом организовать проведение комплексных учений в рамках разработки и согласования плана предупреждения и л ...

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в офисных помещениях

   По данным статистики, в России, в офисных и административных помещениях трудятся более 35 млн. человек. С целью того, чтобы условия труда в офисном или административном помещении соответствовали установленным требованиям по безопасности и охране труда, в нашей стране действуют ряд нормативов и правил, которые применяются при контроле соответствия всем установленным требованиям на рабочих местах, в том числе административных и офисных работников.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Каким образом происходит оценка соответствия условий труда в офисном помещении на соответствие действующих нормативов?

  • Почему офисные помещения при оценке вреда для здоровья, приравнены к производственным помещениям, а не к административным или жилым?

  • Почему нормативы для оценки степени вредности на рабочем месте (в офисе) и дома (в квартире) разнятся в десятки раз по одному и тому же фактору (веществу)?

  • Вопросы правоприменения тех или иных нормативов для установления реального вреда  здоровью человека в условиях работы в офисе.

Для того, что бы сразу расставить точки над «i», определим несколько основных понятий, которые будут использованы нами далее:

Понятие

Определение

Нормативы по контролю ПДК

Жилые здания и помещения

(дом, квартира)

В которых по действующим нормам возможно оборудование постоянных спальных мест для проживающих

СанПиН 2.1.2.1002-00

Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям

СанПиН 1.2.2353-08

Канцерогенная опасность

ГН 2.1.6.1338-03

ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Нежилое помещение

Предназначенное для использования в непроизводственных, служебных, торговых, бытовых и иных целях производственного и непроизводственного характера.

Могут быть применены как

ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Так и

ГН 2.1.6.1338-03 ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

В зависимости от целей контроля.

Объект непроизводственного назначения

Административные здания (офисы) организаций непроизводственных отраслей, а также объекты органов исполнительной власти, общественных организаций, учреждений банков, судов, архивов.

Призводственный контроль в офисном помещении

Периодические измерения факторов рабочей среды, таких как влажность, температура, воздействие электромагнитных полей, а также химических факторов на работающих в данном помещении. Проводится с привлечением аккредитованой организации (лаборатории)

ГН 2.2.5.1313-03

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Производственные помещения

замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.

 

Кто и когда должен проверять соответствие условий труда в офисе?

   Для контроля и оценки степени вредности и угрозы развития тяжелых заболеваний, которые могут воздействовать на организм человека в рабочее время, законодательством предусмотрены ряд обязательных мероприятий, которые проводятся работодателем и  контролируются службами государственного надзора. Давайте подробнее рассмотрим, что же это за мероприятия. Во первых строках, работодатель под страхом огромных штрафов, обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ), в ходе которой производятся (далеко не всегда) измерения так называемых вредных и опасных производственных факторов на каждом рабочем месте.

Сразу заметим, что интересующие нас офисные рабочие места и помещения в рамках проведения СОУТ, с легкой руки действующего закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также методики проведения упомянутой нами СОУТ, заочно приравниваются к «нормальным», т.е. на таких рабочих местах проводить исследования не требуется.

Как же так? А вот законодатели, точнее разработчики СОУТ, думают именно так, возможно даже и уверены в этом. Но ведь, как мы уже говорили в нашей стране, "странным образом", образовалось огромное количество именно таких вот офисных рабочих мест, и как говорится, при этом один офис, другому рознь. Понятно, что в офисе работать предпочтительней, чем на производстве, тогда давайте разделять эти понятия, не в ущерб срочной индустриализации страны конечно.

Единственная возможность со стророны работника предоставлена порядком проведения СОУТ - только в случае активного участия самих работников в проведении спецоценки, а именно обращений  и предложений к организации проводящей СОУТ по поводу проведения конкретных измерений по вызывающим вопрос факторам, таким как электромагнитные поля, химические вещества (запахи), пыль в конце концов. По закону,  эксперт организации не может игнорировать данный порыв трудового коллектива, так как рискует своим сертификатом на звание экперта в будущем.

В чем же может быть вредность при работе в офисе?

Рассмотрим типовые вредные факторы, которые присутсвуют на рабочих местах офисных сотрудников. Про освещение рабочего места, наличие естестественного света (окна), напряженности и тяжести трудового процесса в зависимости от должностных обязанностей мы говорить не будем, так как закон велит закрыть на это глаза, мы так и сделаем.

Рассмотрим менее типичные, при этом не менее значимые факторы, какими могут быть отсутствие приточно-вытяжной вентиляции, использование некачественных строительных материалов, ошибки в схемах электроснабжения офиса. Зачастую перечисленные факторы встречаются сразу и вместе, в сумме значительно усиливая вредное воздействие каждого из них по отдельности.

Нам на помощь приходит ФЗ-52 « о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который устанавливает обязанность работодателя по проведению кроме СОУТ, еще и производственного контроля (ПК).

Казалось бы,  давайте срочно проведем ПК и обнаружим несоответствия, после чего на законных основаниях будем предпринимать меры по устранению нарушений и приведению условий труда в офисе к нормативам. Однако и тут офисные помещения оказались обделены.

Каким же это образом?

Пример из практики:

  • В офисе произведен новый ремонт, установлены красивые панорамные окна от пола до потолка (не открывающиеся), установлена дорогая и качественная система кондиционирования воздуха (как правило без приточно-вытяжной вентиляции), заменено или положено новое половое покрытие.

Результатом данного ремонта могут быть следующие моменты:

  • В условии отсутствия приточно вытяжной вентиляции, люди работающие в новом офисе, постоянно чувствуют посторонние запахи, от строительных или отделочных материалов, которые выделяют всевозможные ядовитые вещества, это не избежно. Если бы при этом была нормальная система вентиляции воздуха, то эти вещества, выделяющиеся в определенный период после укладки (установки), были бы удалены в процессе воздухообмена. В рассматриваемом примере, ядовитые и канцерогенные вещества, благополучно накапливаются в воздухе, достигая при этом  запредельных концентраций. Вот вам и нормальные условия труда.
  • Тоже самое для полового покрытия, накапливающего пыль и грязь, которую требуется тщательно убирать и чистить с определенной периодичностью, иначе человек дышит пылью в течении 8 рабочих часов.

Почему офисные помещения при оценке вреда для здоровья, приравнены к производственным помещениям а не к административным или жилым?

Все элегантно и красиво! Дело в том, что из самого названия проведенного ПК, следует, что этот контроль относится именно к производственным помещениям, а офис как не крути и есть офис - административное помещение, т.е. является объектом непроизводственного назначения. Но давайте посмотрим, как же проводить ПК в офисе, если его проведение установлено законодательно, да еще и контролируется государственными надзорными органами? Так и получается, что организция проводящая ПК делает измерения и сравнивает получившиеся результаты именно с ГН 2.2.5.1313-03 "ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны", это относится и к СОУТ.

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в свою очередь направлены на производства, особенно "вредные производства", в которых наличие вредных веществ обусловлено самим технологическим процессом. Если говорить прямо, то нормативы для «воздуха рабочей зоны» и «жилых помещений» различаются в десятки раз, а для чего? Для того, чтобы работники занятые на подобных «вредных производствах» не могли расчитывать на льготы и доплаты, без проведения специальных измерений вредных факторов доказывающих вред даже по «завышенным» по сравнению с «гражданскими» нормативами вредности. Теперь становиться более менее ясно, для чего государству потребовались «двойные стандарты» нормативов по оценке степени вредности.

Пример из практики:

  • Ввиду постоянных жалоб работников на плохое самочувствие или неприятный запах, в офисном помещении по обращению работников в рамках СОУТ или же ПК, проведены измерения содержания вредных (ядовиты) веществ в воздухе (формальдегида от полового покрытия).

Результаты могут быть следующие:

  • В протоколах лабораторных исследований проведенных в рамках СОУТ или ПК, на рабочем месте (в офисе) будет значится наличие формальдегида в воздухе в концентрации 0,3 мг/м3, также в протоколе будет указано что ПДК формальдегида для рабочей зоны составляет 0,5 мг/м3. А самое интересное это заключение и вывод оценивающей организации! При выявленной фактической концентрации формальдегида в 0.3 мг/м3 и предельно допустимой концентрации в 0.5 мг/м3 (по ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны) в заключении будет гордо значится, что условия труда соответствуют нормативным!

 

На секундочку, существует и действует ГН 2.1.6.1338-03 - ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, данный норматив применяется при оценке воздуха не только атмосферного воздуха улицы, но и для контроля вредных веществ в квартире или доме. В этом нормативе ПДК по формальдегиду значится как = 0,05 мг/м3. Не может быть? Так и есть, разница в 10 раз! Более того, относительно к формальдегиду есть и более жесткая норма, а именно ПДК= 0, 01 мг/м3, об этом нам говорит СанПиН 1.2.2353-08 по канцерогенной опасности ядовитых веществ.

Справедливо замечание офисных работников:  а чем таким особенным, родной офис отличается от не менее родной квартиры и почему находясь в офисе, мы на законных основаниях,  должны терпеть подобные "неудобства" для своего здоровья?

Вместо вывода и окончания

Учитывая такие разные нормативы по вредным веществам, необходимо четко понимать, что офисное помещение это далеко не производственное помещение, при выборе организации проводящей СОУТ, ПК или независимые лабораторные исследования, необходимо обращать внимание на то, чтобы в области аккредитации лаборатории значились оба норматива. То есть и ГН 2.1.6.1338-03 ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (он же для жилых помещений) и ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В таком случае оценка вредных факторов в офисном помещении пороводится по ГН для жилых помещений, а для оценки факторов рабочего процесса в производственных помещениях будет использован ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.