Согласно официального текста приказа Минтруда № 438н (скачать в формате doc) от 19 августа 2016 г. N 438н, система управления охраной труда в организации (СУОТ) представляет собой комплекс документации и технических решений в облати охраны труда, предупреждения травматизма, оценки рисков, построению системы менеджмента и взаимодействия персонала в организации, включая руководителей, ответственных по охране труда и т.п.
Что именно должно входить в СУОТ организации:
1. Организационная структура управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
2. Процедуры и порядок функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда.
3. Устанавливающая документация (локальные нормативные акты работодателя)
4. Фиксирующая (журналы, акты, записи) документация.
Основным элементом системы управления охраной труда в организации, является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Положение о СУОТ, после его разработки и внутреннего согласования, утверждается приказом работодателя.
Основные разделы положения о системе управления охраной труда (СУОТ)
Наименование раздела
|
Определение и основные характеристики
|
1. Политика организации в области охраны труда
|
- Публично документированная декларация организации о намерении и гарантированном выполнении (работодателем) обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательствах в области охраны труда.
|
2. Цели организации в области охраны труда
|
- Количество целей определяется спецификой деятельности организации и определены политикой по охране труда в организации (см. ниже)
|
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами организации)
|
- Руководители структурных подразделений
- Служба охраны труда
- Штатные специалисты по охране труда
- Организация или специалист, оказывающая услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
Вводятся уровни управления:
- д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
- в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
- а) уровень производственной бригады;
- б) уровень производственного участка;
- г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
- е) уровень работодателя в целом.
Устанавливаются обязанности в сфере охраны труда непосредственно работников и руководителей всех уровней.
|
4. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
|
- процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- процедура управления профессиональными рисками;
- процедура подготовки работников по охране труда;
- процедура организации и проведения оценки условий труда;
- процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
- процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
|
5. Планирование мероприятий по реализации процедур
|
- м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
- к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
- з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
- е)Перечень (список) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда;
- г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
- б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
- а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
- в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
- д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
- ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
- и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
- л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
- н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.
|
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
|
- а) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
- б) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- в) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
- г) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- д) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
|
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ;
|
- а) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- б) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- в) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
- г) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
- д) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
- е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
|
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
|
- д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
- в) невозобновление работы в условиях аварии;
- а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
- б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
- г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
- е) подготовка работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
|
9. Управление документами СУОТ
|
- Организация, исходя из специфики своей производственной деятельности устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя.
|
Разработка системы управления охраной труда в организации включает себя множество сопутствующих нормативных документов, которые входят как в положение о СОУТ, так и представляют из себя независимые руководствующие документы для работников организации в не зависимисти от их должности или профессии, обязательные к выполнению, нарушение требований СУОТ в организации со стороны должностного лица, является серьезным правонарушением.
Компания Центр охраны труда и правового информирования оказывает услуги для организаций по разработке и внедрению СУОТ.