Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

6 апреля 2022

Оценка профессиональных рисков

Особенности организации и проведения оценки профессиональных рисков в 2022 году

Отзывы

АЛЬЯНС ГРУПП
Отзыв:     После произошедшего несчастного случая с работником нашей компании, требовалось собрать массу различных документ ...
Ответ:  Уважаемый Дмитрий Викторович, спасибо за отзыв о нашем сотрудничестве. Благодарим Вас за обращение в нашу Компанию, ...
подробнее

Блог

5 декабря 2020

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Какие мероприятия необходимо включать в План финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущ ...

Статьи

21 сентября 2022

Комплексные учения по подтверждению готовности при разливе нефтепродуктов

Каким образом организовать проведение комплексных учений в рамках разработки и согласования плана предупреждения и л ...

Комплексные учения по подтверждению готовности при разливе нефтепродуктов

Организация и провдение комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Для чего и кому необходимо организовывать и проводить комплексные учения по предупреждению разлива нефтепродуктов?

Комплекные учения по предупреждению разлива нефтепродуктов проводятся при разработке и согласвании плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также после согласвания плана не реже 1 раза в 3 года.

Каким образом организовать проведение комплексных учений в рамках разработки и согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?

Порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (ПП РФ № 2451), согласно которых в организации должен быть  план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Скачать полный текст ПП РФ № 2451

Критериями определения таких объектов (организаций) являются:

а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;

б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.

Разработка плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов включает в себя

а) общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;

б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;

в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;

г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);

д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;

е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

ж) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов;

з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;

и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;

л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;

м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);

н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);

о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

ПП РФ № 2451 пункт 6. К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов прилагаются:

а) копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

б) копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);

в) копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.

ПП РФ № 2451 пункт  7. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:

а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;

б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;

в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;

г) железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;

д) нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;

е) внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);

ж) магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

з) магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);

и) магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

к) технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;

л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.

Комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.

Комплексные учения проводятся с  целью подтверждения готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов после согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном пунктом 7 статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" до утверждения плана и не реже одного раза в 3 года после утверждения плана проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов .

Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией с участием представителей федеральных органов исполнительной власти:

а)  территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект;

в) территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

г) Федерального агентства морского и речного транспорта (при наличии объекта, расположенного на внутренних водных путях).

А  также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, а также представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.

Для проведения комплексных учений эксплуатирующая организация не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты проведения комплексных учений направляет в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, в пределах которого размещен объект (далее - территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации), уведомление о проведении комплексных учений с указанием:

а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей организации, контактного телефона, электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;

б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места проведения комплексных учений.

 

К уведомлению о проведении комплексных учений прилагается план комплексных учений, составленный на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и копия проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План комплексных учений должен включать информацию:

а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения комплексных учений;

б) о теме и целях комплексных учений;

в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);

г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;

д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом;

ж) об организации руководства комплексным учением (схемы оповещения, информационного взаимодействия и связи);

з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.

Уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.

По результатам рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации направляет в эксплуатирующую организацию:

а) информацию о подтверждении даты, времени и места проведения комплексных учений - в случае соответствия уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений требованиям Правил;

б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления и (или) плана комплексных учений требованиям Правил.

 

Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний, полученных от территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации, либо при невозможности проведения комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно направить уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в соответствии с  Правилами.

Указанные уведомление и план комплексных учений повторно рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.

В целях оценки готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации создается комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - комиссия), в состав которой входят председатель комиссии и члены комиссии.

В комиссию включаются представители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 24 настоящих Правил, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.

Председателем комиссии назначается представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации.

ПП РФ № 2451 пункт 16. Во время проведения комплексных учений должны быть осуществлены следующие мероприятия:

а) оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или) нефтепродуктов;

б) сбор и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации;

в) организация взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

д) проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

е) проведение мероприятий по локализации условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

ж) проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти с использованием средств сбора нефти и (или) нефтепродуктов;

з) организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов;

и) передача донесений при ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов.

ПП РФ № 2451 пункт 17. Результаты комплексных учений признаются комиссией удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным учениям силами и средствами всех мероприятий, указанных в пункте 16 настоящих Правил, в сроки, предусмотренные планом комплексных учений.

Решение о признании комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии. Результаты комплексных учений признаются комиссией неудовлетворительными при наличии следующих недостатков:

а) невыполнение привлеченными к комплексным учениям силами и средствами одного из мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, а также несоблюдение сроков, предусмотренных планом комплексных учений (при наличии факторов, влияющих на сроки, предусмотренные планом комплексных учений, и не зависящих от участников комплексных учений (затраченное время на их ликвидацию или ожидание прекращения их воздействия не учитываются в общее время проведения комплексных учений);

б) неисправность (отказ, поломка) технических средств, которые не были устранены (в том числе путем замены на равноценное оборудование в исправном состоянии) до окончания соответствующего мероприятия и которые не позволили проводить работы по локализации и ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов;

в) несоответствие состава сил и средств, фактически принимавших участие в комплексных учениях, составу привлекаемых на комплексных учениях сил и средств, предусмотренных планом комплексных учений.

 

Порядок выдачи заключения

 

ПП РФ № 2451 пункт 18. По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение.