Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

16 июля 2024

Уголовная ответственность за нарушения требований антитеррористического законодательства

Основные требования законодательства в области антитеррористической защищенности объектов разного типа, расположенны ...

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

Отзывы

ОАО Московский завод Кристалл
Отзыв:     Выражаю свою благодарность коллективу ЦОТИПИ в лице руководства, преподавательского состава, а также специалисто ...
Ответ: Лариса Бореславовна, спасибо вам за отзыв! Как вы знаете, наш коллектив всегда готов к новым совместным проектам! Н ...
подробнее

Блог

19 ноября 2024

Аттестация по промышленной безопасности работников организаций

Скачать полный перечень областей аттестаций по промышленной безопасности

Статьи

21 ноября 2024

Инструктажи по охране труда и безопасности на строительных объектах

Инструктажи по ОТ и ПБ, обучение правильному использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ), оказанию первой довр ...

Комплексные учения по подтверждению готовности при разливе нефтепродуктов

Организация и провдение комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Для чего и кому необходимо организовывать и проводить комплексные учения по предупреждению разлива нефтепродуктов?

Комплекные учения по предупреждению разлива нефтепродуктов проводятся при разработке и согласвании плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также после согласвания плана не реже 1 раза в 3 года.

Каким образом организовать проведение комплексных учений в рамках разработки и согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?

Порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (ПП РФ № 2451), согласно которых в организации должен быть  план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Скачать полный текст ПП РФ № 2451

Критериями определения таких объектов (организаций) являются:

а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;

б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.

Разработка плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов включает в себя

а) общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;

б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;

в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;

г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);

д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;

е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

ж) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов;

з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;

и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;

л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;

м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);

н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);

о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

ПП РФ № 2451 пункт 6. К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов прилагаются:

а) копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

б) копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);

в) копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.

ПП РФ № 2451 пункт  7. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:

а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;

б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;

в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;

г) железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;

д) нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;

е) внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);

ж) магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

з) магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);

и) магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

к) технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;

л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.

Комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.

Комплексные учения проводятся с  целью подтверждения готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов после согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном пунктом 7 статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" до утверждения плана и не реже одного раза в 3 года после утверждения плана проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов .

Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией с участием представителей федеральных органов исполнительной власти:

а)  территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект;

в) территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

г) Федерального агентства морского и речного транспорта (при наличии объекта, расположенного на внутренних водных путях).

А  также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, а также представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.

Для проведения комплексных учений эксплуатирующая организация не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты проведения комплексных учений направляет в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, в пределах которого размещен объект (далее - территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации), уведомление о проведении комплексных учений с указанием:

а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей организации, контактного телефона, электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;

б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места проведения комплексных учений.

 

К уведомлению о проведении комплексных учений прилагается план комплексных учений, составленный на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и копия проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План комплексных учений должен включать информацию:

а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения комплексных учений;

б) о теме и целях комплексных учений;

в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);

г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;

д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом;

ж) об организации руководства комплексным учением (схемы оповещения, информационного взаимодействия и связи);

з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.

Уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.

По результатам рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации направляет в эксплуатирующую организацию:

а) информацию о подтверждении даты, времени и места проведения комплексных учений - в случае соответствия уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений требованиям Правил;

б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления и (или) плана комплексных учений требованиям Правил.

 

Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний, полученных от территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации, либо при невозможности проведения комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно направить уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в соответствии с  Правилами.

Указанные уведомление и план комплексных учений повторно рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.

В целях оценки готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации создается комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - комиссия), в состав которой входят председатель комиссии и члены комиссии.

В комиссию включаются представители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 24 настоящих Правил, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.

Председателем комиссии назначается представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации.

ПП РФ № 2451 пункт 16. Во время проведения комплексных учений должны быть осуществлены следующие мероприятия:

а) оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или) нефтепродуктов;

б) сбор и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации;

в) организация взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

д) проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

е) проведение мероприятий по локализации условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;

ж) проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти с использованием средств сбора нефти и (или) нефтепродуктов;

з) организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов;

и) передача донесений при ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов.

ПП РФ № 2451 пункт 17. Результаты комплексных учений признаются комиссией удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным учениям силами и средствами всех мероприятий, указанных в пункте 16 настоящих Правил, в сроки, предусмотренные планом комплексных учений.

Решение о признании комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии. Результаты комплексных учений признаются комиссией неудовлетворительными при наличии следующих недостатков:

а) невыполнение привлеченными к комплексным учениям силами и средствами одного из мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, а также несоблюдение сроков, предусмотренных планом комплексных учений (при наличии факторов, влияющих на сроки, предусмотренные планом комплексных учений, и не зависящих от участников комплексных учений (затраченное время на их ликвидацию или ожидание прекращения их воздействия не учитываются в общее время проведения комплексных учений);

б) неисправность (отказ, поломка) технических средств, которые не были устранены (в том числе путем замены на равноценное оборудование в исправном состоянии) до окончания соответствующего мероприятия и которые не позволили проводить работы по локализации и ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов;

в) несоответствие состава сил и средств, фактически принимавших участие в комплексных учениях, составу привлекаемых на комплексных учениях сил и средств, предусмотренных планом комплексных учений.

 

Порядок выдачи заключения

 

ПП РФ № 2451 пункт 18. По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение.