Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

16 июля 2024

Уголовная ответственность за нарушения требований антитеррористического законодательства

Основные требования законодательства в области антитеррористической защищенности объектов разного типа, расположенны ...

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

Отзывы

Антон Игоревич
Отзыв: Для обеспечения комплексной безопасности объектов нашей организации, нам требовалось провести категорирование и разр ...
Ответ: Антон Игоревич, спасибо за Вашу оценку.
подробнее

Блог

8 декабря 2020

создание страхового фонда документации ГО и ЧС

Cоздание страхового фонда документации в рамках законодательства по гражданской обороне и защите от чрезвычайных сит ...

Статьи

24 сентября 2024

Разработка документов по антитеррористической защищенности для организаций

Почему важна разработка документов по антитеррористической защищенности для организаций на территоии Российской Феде ...

Обязательные мероприятия организаций по ГО и ЧС

  • Какие мероприятия в области ГО и ЧС являются обязательными для организаций (юридических лиц) на территории РФ?
  • Перечнь документов по ГО и ЧС для основных типов (видов) организаций на территори РФ

 

Обязанности организаций в области ГО и ЧС установлены законодательно и действуют на все организации, любой формы собственности.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регламентирует все что касается вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

· а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

· б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

·   в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

·  г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

· ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·    з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

· и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

 

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

 

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" регламентирует все что касается вопросов гражданской обороны

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

 

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

· планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

·проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

· осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны

· создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

 

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

 

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

 

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Небольшие организации и микропредприятия численностью до 50 человек, не имеющие категории по Гражданской обороне, не имеющие на балансе опасных производственных объектов (ОПО) или защитных сооружений ГО (убежищ), разрабатывают краткую документацию по организации ГО и ЧС и планированию мероприятий в области ГО и ЧС.

Комплект документов по ГО и ЧС для организаций (арендующих офисные помещения), отвечающих вышеуказанным признакам, может быть ограничен следующими документами:

  • -Инструкция организации по действиям при ЧС природного или техногенного характера
  • -Приказ об организации ГО в организации
  • -Приказ об организации вводных инструктажей по ГО с работниками организации
  • -Приказ об организации курсового обучения по ГО и ЧС работников организации
  • -Приказ о назначении уполномоченного по ГО и ЧС

Организации численностью более 50 человек, правообладатели объектов с признаками мест массового пребывания людей, опасных производственных объектов I и II класса опасности, не имеющие категорию по гражданской обороне, прекращающие работу в военное время, разрабатывают более обширную документацию по ГО и ЧС

 

  • Приказ об организации гражданской обороны (ГО, Штаб ГО)
  • Приказ об организации вводных инструктажей по ГО с работниками организации
  • План действий при ЧС природного или техногенного характера, согласованный с территориальным отделом МЧС.
  • План основных мероприятий по ГО и ЧС (ежегодный), согласованный с территориальным отделом МЧС.
  • Приказ об организации курсового обучения по ГО и ЧС рабочего населения (членов НАСФ, НФГО – при наличии)
  • Приказ о создании объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ)
  • Приказ о создании объектового звена РСЧС
  • Приказ о создании эвакогруппы (эвакозвена)
  • Приказ о создании НАСФ, НФГО (для ОПО I и II класса)
  • Приказы и отчетная документация об организации и проведении объектовых учений и тренировок по ГО и ЧС
  • Приказ о создании дежурно-диспетчерской службы (объектовая ДДС)
  • Приказ о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Организации численностью более 50 человек, правообладатели объектов с признаками мест массового пребывания людей, опасных производственных объектов I и II класса опасности, защитные сооружения ГО,  имеющие категорию по гражданской обороне, продолжающие работать в военное время, дополнительно к вышеуказанному перечню,  дополнительно разрабатывают документацию по ГО и ЧС:

  • План гражданской обороны (согласно приказа 216 ДСП)
  • Документация по МОБ работе и бронированию работников
  • Штат военного времени, максимальная рабочая смена, минимальная рабочая смена для выполнения МОБ задачи
  • Документы комиссии по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации
  • Документы звена обслуживания защитного сооружения ГО

Все организации обязаны иметь запас средств индивидуальной защиты (самоспасатели или противогазы, респираторы, а также огнезащитные накидки) в расчете на 100 % + 5 % от штатной численности (или сменной численности) работников организации, с учетом посетителей или арендаторов помещений.