Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

6 апреля 2022

Оценка профессиональных рисков

Особенности организации и проведения оценки профессиональных рисков в 2022 году

Отзывы

Антон Игоревич
Отзыв: Для обеспечения комплексной безопасности объектов нашей организации, нам требовалось провести категорирование и разр ...
Ответ: Антон Игоревич, спасибо за Вашу оценку.
подробнее

Блог

5 декабря 2020

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Какие мероприятия необходимо включать в План финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущ ...

Статьи

31 марта 2023

паспорт безопасности места массового пребывания

Разработка и согласование паспорта безопасности и антитеррористической защищенности места массового пребывания.

Паспорт антитеррористической защищенности опасного производственного объекта

Вопросы антитеррористической защищенности и безопасности  опасных производственных объектов на территории РФ, регламентируются как Федеральным Законодательством в области антитеррористической защищенности объектов относящихся к особо опасным (взрывоопасные, химически опасные, биологически опасные, радиация и т.п.), так и отраслевыми и (или) ведомственными постановлениями (приказы, письма, регламенты, положения и т.п.).

В данной статье приводим основные требования в области антитеррористической защищенности, предъявляемым к ОПО, поднадзорных Ростехнадзору, а также рассмотрим форму паспорта безопасности ОПО, утвержденную МЧС. В окончании статьи подведем итог, о порядке разработки паспорта безопасности и (или) антитетеррористической защищенности относительно объектов обладающих признаками опасных производственных объектов (ОПО) и других "ключевых" объектов на территории РФ, к которым предъявляются особые требования в области комплексной безопасности, включая антитеррористическую защищенность, а также анализа возможных моделей террористов, методов проникновения на объект, используемых видах вооружения и экипировки, а также оценке характера возможных последствий совершения террористических актов на "особых" объектах, к которым безусловно относятся все виды ОПО.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

 

 

Утверждены

Приказом

Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 31 марта 2008 г. N 186

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов (далее - Общие требования) разработаны в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Общие требования подготовлены во исполнение п. 1.9 Плана мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Службы) по повышению защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года, утвержденного Приказом Службы от 05.10.2007 N 677.

Настоящие Общие требования регламентируют наиболее общие вопросы антитеррористической защищенности поднадзорных Службе опасных производственных объектов (далее - ОПО).

Общие требования предназначены для работников отраслевых управлений Службы для использования при разработке отраслевых нормативных и методических документов в области антитеррористической защищенности поднадзорных Службе ОПО.

Антитеррористическая защищенность поднадзорных Службе опасных производственных объектов обеспечивается выполнением следующих общих требований:

- наличием на ОПО организационно-распорядительных документов по организации защиты ОПО от возможных террористических актов и назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по защите ОПО от террористических актов;

- разработкой порядка взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта;

- организацией охраны ОПО с помощью вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации или частных охранных предприятий;

- проведением мероприятий по усилению контрольно-пропускного режима и охраны ОПО, на которых обращаются опасные вещества в количествах, более чем указано в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- выполнением требований положений и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения охраны, пропускного, внутреннего режимов и безопасной работы ОПО;

- выделением особо охраняемых периметров ОПО по степени террористической уязвимости и масштабов последствий терактов;

- реализацией мер, направленных на повышение противоаварийной и антитеррористической устойчивости ОПО;

- оборудованием контрольно-пропускных пунктов специальными инженерно-техническими сооружениями, препятствующими несанкционированному проезду на охраняемую территорию (противотаранными устройствами, выдвижными устройствами типа "шипы", устройствами для принудительной остановки автотранспорта типа "еж");

- оборудованием территории ОПО периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера;

- оборудованием охраняемых периметров ОПО электронными системами дистанционного наблюдения и сигнализацией проникновения;

- организацией допуска людей на территорию ОПО, автомобильного и железнодорожного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей;

- оборудованием рабочих мест контролеров контрольно-пропускного пункта тревожными кнопками экстренного вызова резерва охраны, а также средствами связи для вызова подвижных нарядов милиции и оповещения дежурного диспетчера вневедомственной охраны;

- обеспечением личного состава службы охраны ОПО переносными средствами связи и табельным оружием в соответствии с законодательством;

- оборудованием и оснащением специализированных площадок для досмотра автомобильного и железнодорожного транспорта, въезжающего на территорию ОПО и выезжающего с их территории;

- организацией проверки состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений, где размещено газовое и газоиспользующее оборудование, работающее без постоянного присутствия обслуживающего персонала;

- оснащением ОПО сигнализаторами довзрывной концентрации газов в соответствии с требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;

- ведением учета поступления и расходования опасных веществ на ОПО;

- транспортированием вагонов с опасными грузами к местам слива и налива только после предварительной проверки технического состояния железнодорожных подъездных путей необщего пользования; оборудованием мест слива и налива автомобильных и железнодорожных цистерн на охраняемых территориях;

- организацией дистанционного контроля за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникаций технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на ОПО;

- исключением доступа посторонних лиц к эксплуатационной документации и во внутреннюю компьютерную сеть ОПО;

- обеспечением контроля за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации.

 

 

Как можно заметить, разработка паспорта безопасности (паспорта антитеррористической защищенности и (или) паспорта безопасности) на ОПО прямо не оговорена, приведенными выше требованиями Ростехнадзора в области антитеррористической защищенности объектов, имеющих статус ОПО.

 

В дополнение к требованиям Ростехнадзора, МЧС утвердило свои требования к объектам из разряда ОПО.

Приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" 

Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).

 

Кроме ОПО, в РФ имеется ряд объектов, подлежащих обязательной охране Росгвардией, полный перечень объектов, подлежащих охране войсками нацгвардии,  для таких объектов предусмотрена своя форма паспорта безопасности (ПП РФ №272), к объектам подлежащим обязательной охране в частности относятся комнаты хранения оружия и боеприпасов, а также ряд объектов, имеющих конкретную ведомственную принадлежность (ГЭС, АЭС, и т.п.).

Для объектов ОПО, не вошедших в описание настоящей статьи, как правило действуют свои ведомственные постановления в области антитеррористической защищенности, в данных постановлениях приводится подробное описание и алгоритм действий при организации обследования, категорирования, разработке и согласованию паспорта АТЗ и формы паспортов на такие объекты.

 

Подводя итог, при планировании мер комплексной безопасности на ОПО, включающих общую антитеррористическую защищенность объекта в целом,  подготовку персонала ОПО к возможным критическим ситуациям, связанным с проявлением терроризма на территории объекта, отработка действий персонала и оперативное межведомственное взаимодействие с силовыми структурами, разработка паспорта на ОПО является основным документом, освещающим все вышеперечисленные вопросы, вопрос о его наличии и своевременной корректировки является основополагающим для определения возможных последствий и мероприятий по противодействию террору в рамках конкретного ОПО, учитывая все его характерные особенности.