Центр охраны труда и правового информирования
Центр охраны труда и правового информирования
Разделы сайта Каталог

Новости

16 июля 2024

Уголовная ответственность за нарушения требований антитеррористического законодательства

Основные требования законодательства в области антитеррористической защищенности объектов разного типа, расположенны ...

30 августа 2022

Паспорт безопасности опасного объекта

Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.

Отзывы

Пожарная автоматика
Отзыв:   В рамках основной деятельности нашей компании, зачастую сталкиваемся с вопросом необходимости аудита и разработки ...
Ответ:  Уважаемый Леонид! Благодарим за вашу оценку работы отдела по ГО и ЧС. Надеемся на дальнейшую совместную работу!
подробнее

Блог

8 декабря 2020

создание страхового фонда документации ГО и ЧС

Cоздание страхового фонда документации в рамках законодательства по гражданской обороне и защите от чрезвычайных сит ...

Статьи

24 сентября 2024

Разработка документов по антитеррористической защищенности для организаций

Почему важна разработка документов по антитеррористической защищенности для организаций на территоии Российской Феде ...

Паспорт антитеррористической защищенности опасного производственного объекта

Вопросы антитеррористической защищенности и безопасности  опасных производственных объектов на территории РФ, регламентируются как Федеральным Законодательством в области антитеррористической защищенности объектов относящихся к особо опасным (взрывоопасные, химически опасные, биологически опасные, радиация и т.п.), так и отраслевыми и (или) ведомственными постановлениями (приказы, письма, регламенты, положения и т.п.).

В данной статье приводим основные требования в области антитеррористической защищенности, предъявляемым к ОПО, поднадзорных Ростехнадзору, а также рассмотрим форму паспорта безопасности ОПО, утвержденную МЧС. В окончании статьи подведем итог, о порядке разработки паспорта безопасности и (или) антитетеррористической защищенности относительно объектов обладающих признаками опасных производственных объектов (ОПО) и других "ключевых" объектов на территории РФ, к которым предъявляются особые требования в области комплексной безопасности, включая антитеррористическую защищенность, а также анализа возможных моделей террористов, методов проникновения на объект, используемых видах вооружения и экипировки, а также оценке характера возможных последствий совершения террористических актов на "особых" объектах, к которым безусловно относятся все виды ОПО.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

 

 

Утверждены

Приказом

Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 31 марта 2008 г. N 186

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов (далее - Общие требования) разработаны в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Общие требования подготовлены во исполнение п. 1.9 Плана мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Службы) по повышению защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года, утвержденного Приказом Службы от 05.10.2007 N 677.

Настоящие Общие требования регламентируют наиболее общие вопросы антитеррористической защищенности поднадзорных Службе опасных производственных объектов (далее - ОПО).

Общие требования предназначены для работников отраслевых управлений Службы для использования при разработке отраслевых нормативных и методических документов в области антитеррористической защищенности поднадзорных Службе ОПО.

Антитеррористическая защищенность поднадзорных Службе опасных производственных объектов обеспечивается выполнением следующих общих требований:

- наличием на ОПО организационно-распорядительных документов по организации защиты ОПО от возможных террористических актов и назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по защите ОПО от террористических актов;

- разработкой порядка взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта;

- организацией охраны ОПО с помощью вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации или частных охранных предприятий;

- проведением мероприятий по усилению контрольно-пропускного режима и охраны ОПО, на которых обращаются опасные вещества в количествах, более чем указано в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- выполнением требований положений и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения охраны, пропускного, внутреннего режимов и безопасной работы ОПО;

- выделением особо охраняемых периметров ОПО по степени террористической уязвимости и масштабов последствий терактов;

- реализацией мер, направленных на повышение противоаварийной и антитеррористической устойчивости ОПО;

- оборудованием контрольно-пропускных пунктов специальными инженерно-техническими сооружениями, препятствующими несанкционированному проезду на охраняемую территорию (противотаранными устройствами, выдвижными устройствами типа "шипы", устройствами для принудительной остановки автотранспорта типа "еж");

- оборудованием территории ОПО периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера;

- оборудованием охраняемых периметров ОПО электронными системами дистанционного наблюдения и сигнализацией проникновения;

- организацией допуска людей на территорию ОПО, автомобильного и железнодорожного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей;

- оборудованием рабочих мест контролеров контрольно-пропускного пункта тревожными кнопками экстренного вызова резерва охраны, а также средствами связи для вызова подвижных нарядов милиции и оповещения дежурного диспетчера вневедомственной охраны;

- обеспечением личного состава службы охраны ОПО переносными средствами связи и табельным оружием в соответствии с законодательством;

- оборудованием и оснащением специализированных площадок для досмотра автомобильного и железнодорожного транспорта, въезжающего на территорию ОПО и выезжающего с их территории;

- организацией проверки состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений, где размещено газовое и газоиспользующее оборудование, работающее без постоянного присутствия обслуживающего персонала;

- оснащением ОПО сигнализаторами довзрывной концентрации газов в соответствии с требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;

- ведением учета поступления и расходования опасных веществ на ОПО;

- транспортированием вагонов с опасными грузами к местам слива и налива только после предварительной проверки технического состояния железнодорожных подъездных путей необщего пользования; оборудованием мест слива и налива автомобильных и железнодорожных цистерн на охраняемых территориях;

- организацией дистанционного контроля за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникаций технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на ОПО;

- исключением доступа посторонних лиц к эксплуатационной документации и во внутреннюю компьютерную сеть ОПО;

- обеспечением контроля за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации.

 

 

Как можно заметить, разработка паспорта безопасности (паспорта антитеррористической защищенности и (или) паспорта безопасности) на ОПО прямо не оговорена, приведенными выше требованиями Ростехнадзора в области антитеррористической защищенности объектов, имеющих статус ОПО.

 

В дополнение к требованиям Ростехнадзора, МЧС утвердило свои требования к объектам из разряда ОПО.

Приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" 

Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).

 

Кроме ОПО, в РФ имеется ряд объектов, подлежащих обязательной охране Росгвардией, полный перечень объектов, подлежащих охране войсками нацгвардии,  для таких объектов предусмотрена своя форма паспорта безопасности (ПП РФ №272), к объектам подлежащим обязательной охране в частности относятся комнаты хранения оружия и боеприпасов, а также ряд объектов, имеющих конкретную ведомственную принадлежность (ГЭС, АЭС, и т.п.).

Для объектов ОПО, не вошедших в описание настоящей статьи, как правило действуют свои ведомственные постановления в области антитеррористической защищенности, в данных постановлениях приводится подробное описание и алгоритм действий при организации обследования, категорирования, разработке и согласованию паспорта АТЗ и формы паспортов на такие объекты.

 

Подводя итог, при планировании мер комплексной безопасности на ОПО, включающих общую антитеррористическую защищенность объекта в целом,  подготовку персонала ОПО к возможным критическим ситуациям, связанным с проявлением терроризма на территории объекта, отработка действий персонала и оперативное межведомственное взаимодействие с силовыми структурами, разработка паспорта на ОПО является основным документом, освещающим все вышеперечисленные вопросы, вопрос о его наличии и своевременной корректировки является основополагающим для определения возможных последствий и мероприятий по противодействию террору в рамках конкретного ОПО, учитывая все его характерные особенности.