Основные требования законодательства в области антитеррористической защищенности объектов разного типа, расположенны ...
Порядок разработки паспорта безопасности для потенциально опасного объекта, расположенного на территории РФ.
Cоздание страхового фонда документации в рамках законодательства по гражданской обороне и защите от чрезвычайных сит ...
Почему важна разработка документов по антитеррористической защищенности для организаций на территоии Российской Феде ...
Вопросы антитеррористической защищенности и безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, регламентируются как Федеральным Законодательством в области антитеррористической защищенности объектов относящихся к особо опасным (взрывоопасные, химически опасные, биологически опасные, радиация и т.п.), так и отраслевыми и (или) ведомственными постановлениями (приказы, письма, регламенты, положения и т.п.).
В данной статье приводим основные требования в области антитеррористической защищенности, предъявляемым к ОПО, поднадзорных Ростехнадзору, а также рассмотрим форму паспорта безопасности ОПО, утвержденную МЧС. В окончании статьи подведем итог, о порядке разработки паспорта безопасности и (или) антитетеррористической защищенности относительно объектов обладающих признаками опасных производственных объектов (ОПО) и других "ключевых" объектов на территории РФ, к которым предъявляются особые требования в области комплексной безопасности, включая антитеррористическую защищенность, а также анализа возможных моделей террористов, методов проникновения на объект, используемых видах вооружения и экипировки, а также оценке характера возможных последствий совершения террористических актов на "особых" объектах, к которым безусловно относятся все виды ОПО.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Утверждены
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 31 марта 2008 г. N 186
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов (далее - Общие требования) разработаны в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Общие требования подготовлены во исполнение п. 1.9 Плана мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Службы) по повышению защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года, утвержденного Приказом Службы от 05.10.2007 N 677.
Настоящие Общие требования регламентируют наиболее общие вопросы антитеррористической защищенности поднадзорных Службе опасных производственных объектов (далее - ОПО).
Общие требования предназначены для работников отраслевых управлений Службы для использования при разработке отраслевых нормативных и методических документов в области антитеррористической защищенности поднадзорных Службе ОПО.
Антитеррористическая защищенность поднадзорных Службе опасных производственных объектов обеспечивается выполнением следующих общих требований:
- наличием на ОПО организационно-распорядительных документов по организации защиты ОПО от возможных террористических актов и назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по защите ОПО от террористических актов;
- разработкой порядка взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта;
- организацией охраны ОПО с помощью вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации или частных охранных предприятий;
- проведением мероприятий по усилению контрольно-пропускного режима и охраны ОПО, на которых обращаются опасные вещества в количествах, более чем указано в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- выполнением требований положений и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения охраны, пропускного, внутреннего режимов и безопасной работы ОПО;
- выделением особо охраняемых периметров ОПО по степени террористической уязвимости и масштабов последствий терактов;
- реализацией мер, направленных на повышение противоаварийной и антитеррористической устойчивости ОПО;
- оборудованием контрольно-пропускных пунктов специальными инженерно-техническими сооружениями, препятствующими несанкционированному проезду на охраняемую территорию (противотаранными устройствами, выдвижными устройствами типа "шипы", устройствами для принудительной остановки автотранспорта типа "еж");
- оборудованием территории ОПО периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера;
- оборудованием охраняемых периметров ОПО электронными системами дистанционного наблюдения и сигнализацией проникновения;
- организацией допуска людей на территорию ОПО, автомобильного и железнодорожного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей;
- оборудованием рабочих мест контролеров контрольно-пропускного пункта тревожными кнопками экстренного вызова резерва охраны, а также средствами связи для вызова подвижных нарядов милиции и оповещения дежурного диспетчера вневедомственной охраны;
- обеспечением личного состава службы охраны ОПО переносными средствами связи и табельным оружием в соответствии с законодательством;
- оборудованием и оснащением специализированных площадок для досмотра автомобильного и железнодорожного транспорта, въезжающего на территорию ОПО и выезжающего с их территории;
- организацией проверки состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений, где размещено газовое и газоиспользующее оборудование, работающее без постоянного присутствия обслуживающего персонала;
- оснащением ОПО сигнализаторами довзрывной концентрации газов в соответствии с требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;
- ведением учета поступления и расходования опасных веществ на ОПО;
- транспортированием вагонов с опасными грузами к местам слива и налива только после предварительной проверки технического состояния железнодорожных подъездных путей необщего пользования; оборудованием мест слива и налива автомобильных и железнодорожных цистерн на охраняемых территориях;
- организацией дистанционного контроля за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры, в соответствии со схемами коммуникаций технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может вызвать аварийную ситуацию на ОПО;
- исключением доступа посторонних лиц к эксплуатационной документации и во внутреннюю компьютерную сеть ОПО;
- обеспечением контроля за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации.
Как можно заметить, разработка паспорта безопасности (паспорта антитеррористической защищенности и (или) паспорта безопасности) на ОПО прямо не оговорена, приведенными выше требованиями Ростехнадзора в области антитеррористической защищенности объектов, имеющих статус ОПО.
В дополнение к требованиям Ростехнадзора, МЧС утвердило свои требования к объектам из разряда ОПО.
Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).
Кроме ОПО, в РФ имеется ряд объектов, подлежащих обязательной охране Росгвардией, полный перечень объектов, подлежащих охране войсками нацгвардии, для таких объектов предусмотрена своя форма паспорта безопасности (ПП РФ №272), к объектам подлежащим обязательной охране в частности относятся комнаты хранения оружия и боеприпасов, а также ряд объектов, имеющих конкретную ведомственную принадлежность (ГЭС, АЭС, и т.п.).
Для объектов ОПО, не вошедших в описание настоящей статьи, как правило действуют свои ведомственные постановления в области антитеррористической защищенности, в данных постановлениях приводится подробное описание и алгоритм действий при организации обследования, категорирования, разработке и согласованию паспорта АТЗ и формы паспортов на такие объекты.
Подводя итог, при планировании мер комплексной безопасности на ОПО, включающих общую антитеррористическую защищенность объекта в целом, подготовку персонала ОПО к возможным критическим ситуациям, связанным с проявлением терроризма на территории объекта, отработка действий персонала и оперативное межведомственное взаимодействие с силовыми структурами, разработка паспорта на ОПО является основным документом, освещающим все вышеперечисленные вопросы, вопрос о его наличии и своевременной корректировки является основополагающим для определения возможных последствий и мероприятий по противодействию террору в рамках конкретного ОПО, учитывая все его характерные особенности.